«Пансионат для Начальника»: как 10 лет прятали «дворец Путина» под Геленджиком. Главное из расследования «Би-би-си»

13/05/2021 - 13:42 (по МСК)

Русская служба «Би-би-си» опубликовала расследование о том, каким образом в течение более 10 лет «дворец Путина» под Геленджиком пытались спрятать ото всех, используя подставных собственников, фиктивные сделки и силы спецслужб. Журналисты изучили массив внутренних документов — справок и протоколов совещаний — одной из московских компаний, которая занималась строительством дворца. Дождь пересказывает главные выводы расследования. 

Реакция на первый рассказ о дворце Колесниковым

Изначально дворец был оформлен на Николая Шамалова — давнего друга президента Владимира Путина. Впервые о реальном собственнике объекта рассказал бывший партнер Шамалова по медицинскому бизнесу Сергей Колесников, который также занимался строительством под Геленджиком. В 2010 году Колесников сначала написал открытое письмо тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, а затем рассказал и журналистам. По его словам, сделал он это, потому что «страна движется к пропасти, и дальше ждать нельзя». В ответ на рассказ Колесникова структуры, связанные со строительством, разработали несколько возможных планов действий, пишет «Би-би-си» со ссылкой на документ.

Среди вариантов реакции на публичный скандал рассматривалась эскалация конфликта в судах, мирное урегулирование спора и различные «PR-мероприятия». От варианта идти в суд пришлось отказаться, поскольку Колесников к тому моменту уже уехал из России, а также обладал «документами и детальными сведениями, касающимися реализации спорного инвестиционного проекта», говорится в документе. 

Также связанные с дворцом структуры стали создавать «единую "историю„ проекта», которую надо было «отдавать» СМИ, пишет «Би-би-си» со ссылкой на документ, названный «вопросы БКЗ». «Би-би-си» предположил, что за аббревиатурой скрывается Болат Кабыкенович Закарьянов, который на тот момент возглавлял городскую думу Геленджика и руководил фирмой «Индокопас», строившей дворец. Среди обсуждавшихся вариантов реакции на вопросы журналистов было как полное отрицание всего, так и, например, объяснение, что «заказчиком строительных работ выступает учреждение, подведомственное ФСО». «Сколько лет прошло? Честно, уже не помню такие тонкости», — ответил сам Закарьянов «Би-би-си»

Дворец для «Начальника»

По словам собеседника «Би-би-си», участвовавшего в проекте, внутри все понимали, что Шамалов был номинальным владельцем дворца: «Мало-мальски разумному человеку такой объект не нужен, потому что его нельзя использовать». «Нам было понятно, что лично на Путина этот объект не может быть оформлен. Его фамилия на совещаниях не звучала, мы полушутя говорили „Начальник"», — рассказал изданию другой источник, занимавшийся проектом.

Что некое «физическое лицо Ш» или «ШНТ» («Би-би-си» расшифровывает аббревиатуру как Шамалов Николай Терентьевич) является «формальным владельцем компаний, задействованных в реализации проекта» говорится в справках, которые готовились для совещания московской компании с представителями власти. Как следует из документов, одной из проблем руководство структуры считало тот факт, что состояние Шамалова оценивалось в полмиллиарда долларов, что не соответствовало масштабам стройки. Поэтому, пишет «Би-би-си» со ссылкой на справки, было принято решение продать дворец новому владельцу, «обладающему необходимыми финансовыми и организационными возможностями». Таким человеком стал совладелец «Шереметьево» Александр Пономаренко, чье состояние в 2011 году оценивалось в 1,7 млрд долларов.

Фиктивная продажа

На то, что сделка по продаже дворца Пономаренко в 2011 году могла быть фиктивной, указывает в том числе вопрос в протоколах одного из совещаний: «Планируется ли реальное перечисление указанной суммы со стороны покупателя?». Слово «реальное» в протоколе подчеркнуто, отмечает «Би-би-си».

Как следует из документов, полученных изданием, на совещаниях обсуждалось, что большая часть задолженности компаний, на которые оформлен дворец и виноградники, должна была покрываться без реального перечисления денег с помощью векселей. «Би-би-си» опубликовало проекты шести таких векселей на общую сумму в 280 млн долларов (около 8 млрд рублей). 

В отчетности кипрской Kernicom, через которую Пономаренко покупал дворец, говорится, что в 2011 году она вложила в некую дочернюю структуру 356 тысяч долларов. По курсу того времени это около 10 млн рублей. Как предположил Навальный, это и была фактическая сумма покупки. Документы, оказавшиеся в распоряжении «Би-би-си» этот вывод подтверждают, пишет издание

Сразу после сделки Пономаренко нанял компанию Шамалова «Ногата» для управления дворцом. Главная цель этого — «сохранение максимального контроля ШНТ над проектом», говорится в одном из документов, опубликованных «Би-би-си». Как пишет «Би-би-си» со ссылкой на подрядчика, дворец торопились сдать к 8 октября 2011 года. В этот день туда «должен был приехать "папа„». 

Как планировали спрятать дворец

Во внутренних документах дворец называли «Пансионатом» (с большой буквы). Перед юристами была поставлена задача «обеспечить конфиденциальность сведений о функциональном назначении и технических характеристиках строящихся объектов», говорится в опубликованном «Би-би-си» документе. В том числе подачу документов в Росреестр надо было сделать без реальных замеров и инвентаризации. 

Другую проблему — с электричеством — предлагалось решить просто — забрать в безвозмездное пользование у ФСБ кабельные линии, питающие дворец. А чтобы не допустить «третьих лиц» в лес у дворца, обсуждали закрепление участков вокруг «Пансионата» за ФСБ или ФСО, что и произошло в 2015 году. 

«Честно говоря, я даже не слышал о каком-то материале „Би-би-си“. Что бы там ни было, это все ерунда. Мы много раз говорили относительно этого объекта и относительно того, что он не имеет никакого отношения к Путину. И не считаем необходимым как-то возвращаться к этой теме», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«Би-би-си» отправила вопросы Шамалову на корпоративный e-mail «Ногаты». Секретарь, распечатав запрос, ответила, что Шамалов не бывал в офисе «с того года», а иного способа связи с ним нет.

«Пономаренко вышел из указанного проекта в марте 2016 года и не располагает данными относительно статуса данного объект», —  ответили на все вопросы «Би-би-си» в пресс-службе «Шереметьево».